Знание иностранных языков – мода или необходимость?

В описании многих вакансий присутствует строчка с требованием о знании иностранного языка, как правило, английского. При этом опыт показывает, что во многих компаниях даже руководители подразделений не всегда владеют иностранным языком на достаточно хорошем уровне. При этом они могут хорошо справляться со своей работой и добиваться дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Так ли нужно учить английский язык?

Когда можно обойтись без иностранного языка

В российских компаниях, работающих на внутреннем рынке или в СНГ, можно обойтись без знания английского языка. Если  возникнет необходимость в переводах, можно заказать эту услугу в агентстве. Если в описании вакансии такой компании присутствует знание иностранного языка, и оно – единственное, чего нет в резюме соискателя, можно попытать счастья на собеседовании. С большой долей вероятности незнание языка не будет проблемой.

 

 

 

Когда без него не обойтись

Иностранный язык в работе нужен в том случае, если приходится общаться с иностранцами или работать с материалами, написанными на других языках. В международных компаниях на многих должностях без английского языка невозможно эффективно работать. Некоторым в таких ситуациях везет: в службе может быть сотрудник, готовый переводить материалы для всей службы. Но сотрудников без достаточного знания языка будут держать лишь в том случае, если они – супер-профессионалы во всем, что связано с их непосредственными функциями. Например, многоопытный торговый директор может общаться с иностранной штаб-квартирой через ассистента-переводчика, а вот продакт-менеджер, не способный понять присланные на английском языке рекламные материалы, в международной компании не задержится. 

Что именно учить

Даже если удалось добиться должности в такой компании человеку, не знающему английский, ему следует первым делом найти курсы, чтобы восполнить этот пробел в знаниях. Если в бухгалтерии или сервисном центре не придется общаться со штаб-квартирой, в маркетинге и руководстве брендами (где зарплаты обычно выше) незнание английского языка будет камнем преткновения на карьерной лестнице.

При этом не нужно пытаться освоить за полгода курс английской спецшколы, во время деловых переговоров не потребуется рассказывать «Ворона» Эдгара По в оригинале, а инструктивное письмо из штаб-квартиры не понадобится анализировать с литературной точки зрения. Нужно сосредоточиться на изучении деловой лексики и той терминологии, которая принята в компании. Даже тем, кто хорошо знает язык, в любой компании приходится доучиваться, чтобы использовать тот словарный запас, который принят в конкретной среде.

Как правило, для правильного взаимопонимания любая холдинговая компания невольно вырабатывает свой набор ключевых терминов и фраз, которыми общаются между собой сотрудники. Если у фирмы центральный склад находится в Италии, завод – в Швейцарии, а подрядчик, изготавливающий промо-материалы – в Китае, вряд ли многие из тех, с кем придется общаться, будут понимать тот язык, на котором писал Шекспир. Грамматические конструкции наподобие причастных оборотов, пассивного залога или совершенных форм глаголов в деловой переписке почти не используются. Ключевая задача – понимать и быть понятыми. Это нужно учитывать как тем, кто только планирует изучать язык для карьерного роста, так и тем, кто хорошо знает английский. 

Таким образом, английский язык нужен в компаниях, где он используется в переговорах и внутренней переписке. Его изучение – это трудоемкий процесс, но он оправдывает себя перспективами карьерного роста. При этом важно сосредоточиться на том необходимом минимуме, который будет регулярно использоваться в работе, и лишь после этого постепенно расширять словарный запас в других тематиках.