Как учить иностранный язык: в группе или индивидуально?

Успех в изучении иностранного языка зависит от множества факторов. И верный выбор в пользу индивидуального или группового обучения играет в этом не последнюю роль. Каждый способ изучения языка имеет как свои достоинства, так и недостатки. Поэтому после выбора школы иностранных языков важно решить, какой именно формат обучения подходит именно вам.

Прежде чем принять решение, надо понять, насколько сильно отличаются индивидуальные уроки и занятия в группе. Конечно, основное отличие групповых и индивидуальных курсов очевидно: индивидуальное занятие – это взаимодействие одного студента только с преподавателем, групповое – совместное обучение нескольких студентов.

«При групповом обучении уровень владения языком и цели изучения языка в целом у всех студентов совпадают, – рассказывает ведущий методист, заместитель директора по обучению центра иностранных языков «YES» Алла Гуреева. – И хотя учебные навыки у каждого из них могут формироваться по-разному, курсы обучения и занятия планируются и строятся таким образом, что промежуточные и итоговые результаты достигаются практически одновременно. Например, начальный курс общеразговорного английского языка рассчитан на 120 академических часов групповых занятий с интенсивностью 2-3 раза в неделю по 3 академических часа и по строго определенному расписанию. Вариантов же индивидуального обучения множество и по интенсивности, и по продолжительности, и по расписанию».

У каждой формы обучения есть свои «плюсы» и «минусы», и важно решить, что для вас лично имеет первостепенное значение. Неоспоримое достоинство индивидуальной формы обучения, конечно же, состоит в том, что сам студент может выбирать удобное ему расписание и продолжительность занятий, а также определять длительность и сроки всего курса и, в отдельных случаях, сам курс или пособие. В конце концов, при возникновении каких-то форс-мажорных обстоятельств занятие можно перенести на другое время или день. И для многих студентов это является основным преимуществом, которое влияет на выбор формы обучения.

Однако, другой фактор, на который обращают внимание желающие улучшить свои знания иностранного языка, – это существенная разница в стоимости индивидуального и группового обучения. Когда занятие проводится для группы людей, все затраты на него равномерно распределяются между слушателями. При индивидуальном обучении они ложатся на плечи одного ученика.

Также, как поясняет Алла Гуреева, «то, что преподаватель в течение всего занятия работает индивидуально со студентом, отвечая и реагируя на все его запросы и потребности, может быть как огромным плюсом, так и минусом».

«Общение только с преподавателем очень часто формирует психологический барьер у студента. Ему в дальнейшем очень трудно справиться с реальными коммуникативными задачами. Для многих эта ситуация знакома: человек умеет читать, говорить, знает что и как нужно сказать, но не может преодолеть стеснение и даже внутренний страх, чтобы обратиться к незнакомому собеседнику», – отмечает специалист.

Эти проблемы можно преодолеть, сделав выбор в пользу группового обучения, при котором коммуникативные методы становятся максимально эффективными. Такой формат позволяет реализовать главную цель изучения иностранных языков – реальное общение.

«Все занятие строится на основе ситуаций общения студентов в группе, где партнеры постоянно меняются, – рассказывает Алла Гуреева. – Преподаватель меняет типы взаимодействия: парная работа переходит в групповую, индивидуальная в парную. При оптимальном количестве студентов в группе (6-10 человек) такая форма обучения позволяет обеспечить достаточное общение между студентами и необходимое индивидуальное взаимодействие каждого из них с преподавателем».

Более того, помимо навыков общения на иностранном языке у студентов формируются такие важные качества, как взаимопомощь и взаимоконтроль, сотрудничество. Не стоит забывать и о том, что даже при групповом обучении преподаватель всегда планирует задания на индивидуальное выполнение, которые повышают способность студентов к самостоятельному обучению. Таким образом, занимаясь в группе, студенты приобретают необходимые общеучебные и социальные навыки и умения.

Но и у группового обучения есть свои минусы, среди которых невозможность перенести время занятия или изменить его продолжительность. У некоторых студентов могут возникнуть и проблемы психологического плана, например, страх отстать от группы или совершить досадную ошибку.

Итак, исходя из вышеуказанных плюсов и минусов индивидуального обучения иностранному языку, каким образом можно определить самую эффективную форму?

«В большинстве случаев мы рекомендуем студентам обучение в группе, – говорит Алла Гуреева. – Но есть особые ситуации, когда возможно только индивидуальное обучение.

Прежде всего, если цель изучения языка специфична и узко специализирована. Трудно подобрать группу, где всем студентам необходимо, например, научиться только выписывать и переводить медицинские рецепты. Максимально эффективными могут быть индивидуальные занятия и в случае, если ограничены сроки обучения».